О художниках:
Татьяна и Даниэл Литовы - семейная пара фотохудожников из Петрозаводска и Казанлыка.
Даниэл Литов, природный фотограф, художник-таксидермист, живёт и работает в Республике Болгария, увлечен орнитологией, макрофотографией, историей и этнографией Болгарии, археологией и палеонтологией, обращается к темам культурного наследия болгар, уязвимости природного разнообразия и вопросам экологии; при помощи творческих приёмов съёмки вводит создаваемые фотообразы в мифопоэтический контекст.
Татьяна Литова — фотохудожник, музейный специалист, филолог, редактор, преподаватель ИЗО, живет и работает в Петрозаводске (Республика Карелия). Занимается арт-фотографией, обращается к мифологии, фольклору и народному искусству, проблемам климата и экологии, темам исторической памяти и национальной идентичности, интерпретирует природные мотивы и образы, связанные со стихией воды, морские ландшафты и космогонические сюжеты народных эпосов. Работает преимущественно в сюрреалистической стилистке, создавая живописный ирреальный мир при помощи творческих приёмов съёмки, применения отражающих поверхностей и смешанной техники получения изображений (используя ручное коллажирование, обработку отпечатков металлическими листами и создание зеркальных панно способами подстекольного декорирования).
Общее увлечение фотографией, интерес к истории и мифологии, этнографии и природе, совместные фотопутешествия привели к созданию семейного творческого объединения «Литоралика» и коллективной работе над художественным проектом для Чувашской биеннале.
Объект для биеннале:
«Три солнца»
Техника: фотопроект (смешанная техника)
Для создания сюрреалистических образов в особом мифологическом пространстве — с цикличным временем, необычной геометрией и сказочной атмосферой — природные фотографии трансформированы при помощи ручного коллажирования и зеркальных поверхностей. Отпечатки прошли ручную обработку — они декорированы тончайшими металлическими листами (поталь) трех цветов — медного, серебряного и золотого. Таким же способом на изображения нанесены элементы из орнаментов традиционной вышивки и главные образы фотопроекта — три солнца и мировое древо, отражённые в чувашской геральдике.
Предполагается, что подобные троичные мотивы связаны с мифологией когда-то, вероятно, близких народов — болгар, балкарцев и чувашей (суваров), в основе которой лежат такие давно забытые общие верования, как зороастризм, тангризм, культ предков. При создании фотопроекта авторы обращались к фольклору, мифам и преданиям, а также к научной литературе об истории древних болгар, балкарцев и чувашей. Отдельно изучалась и народная вышивка. С течением времени остаётся всё меньше шансов проникнуть в истинный — сакральный — смысл традиционного орнамента как древнего визуального языка.
Символика болгарского узорочья находит параллели в орнаментах чувашской и балкарской вышивок, хотя в них общие мотивы более абстрактны и геометризованы под влиянием культуры ислама. Три солнца из чувашской мифологии метафорически связываются с тремя протоболгарскими этническими ветвями. Эти народные потоки разошлись по миру вслед за своими вождями — сыновьями правителя Курбата — Аспарухом, Котрагом и Батбаем (Батбаян), которые нарушили завет отца о единстве и разделились. По общеизвестному сюжету мифологизированной истории, после падения Великой Булгарии в VII веке одна часть народа ушла на Нижний Дунай (Дунайская Булгария, совр. Республика Болгария), другая — на Среднюю Волгу (Волжская Булгария, совр. Чувашия и Татарстан), а третья осталась в Приазовье, на Кубани и Северном Кавказе (совр. Кабардино-Балкария). Также три солнца вызывают прямую аналогию с тремя солнцами тангризма (тенгризм, тенгрианство).
Следы этого древнего культа, по данным этнографов, тоже объединяют культуры потомков протоболгар. Работая над созданием этой во многом личной фотоистории, авторы лишний раз убедились в том, что миграционные процессы и этническая ассимиляция не могут полностью искоренить в народах, имеющих общее происхождение, зыбкую память о своём древнем единстве.
Сейчас болгары, чуваши и балкарцы очень далеки друг от друга и географически, и лингвистически, и в целом этнически — сильно разнятся антропологические типы, история и религия, материальная и духовная культура. Однако их по-прежнему сближают мифологические образы и орнаментальная символика, а чувашский язык — это единственный живой язык среди древнейшей языковой булгарской группы, последний лингвистический мост к общим протоболгарским корням. Но творческим историям под силу создавать свои связующие нити — новые художественные миры: через интерпретацию традиционных символов, научных фактов и народных легенд вновь и вновь возвращаться к ускользающим образам мифического Золотого века — сколь недостижимой, столь и желанной эпохи единения, гармонии и процветания.